История рынка


1917 – 1991 ГОД

После революции предприятия электроэнергетики, наряду с прочей промышленностью, национализируются. В СССР восстановление и развитие электроэнергетики проходило в соответствии с планом Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), разработанным в 1920 году. План в значительной мере опирался на разработки довоенного времени и предполагал строительство в течение 10 -15 лет 30 районных электрических станций – ТЭС и ГЭС. В целом исполнение планов электрификации прошло успешно: план ГОЭЛРО был выполнен в течение 10 лет и единая энергосистема СССР стала крупнейшей энергосистемой в мире.

Организационно предприятия электроэнергетики в СССР к середине 20-го века и вплоть до конца существования Советского Союза были сгруппированы в рамках производственных объединений энергетики и электрификации (ПОЭЭ), формировавшихся главным образом в административных границах регионов – областей и автономных республик.

ПОЭЭ представляли собой локальные вертикально-интегрированные компании, осуществлявшие производство, передачу и распределение электроэнергии. При этом часть имущества электроэнергетического комплекса организационно не входила в состав ПОЭЭ. Так, эксплуатация атомных электростанций относилась к компетенции соответствующего союзного министерства.

В середине 60-х годов СССР вышел на второе место в мире по выработке электроэнергии. На пике экономического развития СССР – в 1991 году, электроэнергетический комплекс СССР включал в себя 1021 электростанцию. Производство электроэнергии в СССР составляло 1725,7 млрд. квт*ч при потреблении 1688,4 млрд. квт*ч.

1991 - XXI век

После распада Советского Союза руководством Российской Федерации было принято решение о формировании национальной вертикально-интегрированной компании, в которую передавались государственные электроэнергетические активы. Создание национальной монополии должно было сохранить электроэнергетику страны в виде единого технологического и организационного комплекса. Указом Президента в 1992 году создается ОАО РАО «ЕЭС России».

РАО «ЕЭС России» организовано в виде холдинговой компании, которой были переданы пакеты акций преобразованных в акционерные общества ПОЭЭ (АО-энерго), отдельных электростанций федерального подчинения и иных энергетических активов. При этом АО-энерго сохранили формат вертикально-интегрированных региональных монополий, владеющих генерирующими, передающими, распределительными мощностями. В состав РАО «ЕЭС России» не вошли атомные электростанции, переданные государственному концерну «Росэнергоатом», а также несколько АО-энерго, оставшихся под контролем региональных администраций: «Татэнерго», «Башкирэнерго», «Новосибирскэнерго» и «Иркутскэнерго». Государство в уставном капитале холдинга получило более 52%.

Одним из результатов распада советской экономики стало снижение потребления электроэнергии, главным образом в результате спада промышленного производства. Так, с 1990 по 1995 год потребление электроэнергии, по данным Системного оператора, сократилась с 1031до 778 млн. МВт*ч (на 24,5%). Минимум потребления пришелся на 1998 год, после чего начался рост, однако по состоянию на 2013 год (1010 млн. МВт*ч) потребление электроэнергии не достигло уровня 1990 года.

На рубеже 1990-х – 2000-х годов началось обсуждение вопроса о путях преобразования электроэнергетической отрасли. По итогам обсуждения был принят вариант, предполагающий ликвидацию национальной вертикально-интегрированной монополии и разделение принадлежащих ей активов по видам деятельности – производство электроэнергии, передача и распределение, сбыт, диспетчеризация, с продажей частным инвесторам потенциально конкурентных видов деятельности (генерация и сбыт) и сохранением под государственным контролем монопольных видов деятельности (передача и диспетчеризация).

При этом электроэнергия в перспективе должна стать товаром, реализуемым на принципах свободного рынка. Этот подход к преобразованиям отрасли был зафиксирован на уровне Правительства РФ постановлением №526 от 11.07.2001 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», а затем федеральными законами от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…».

Завершение переходного периода реформирования электроэнергетики, на протяжении которого предполагалось провести структурную реформу и переход к рыночному ценообразованию, было намечено на 2011 год

В соответствии с положениями закона «Об электроэнергетике» на протяжении 2006-2008 годов была проведена реорганизация ОАО РАО «ЕЭС России» в форме выделения из холдинга новых компаний. АО-энерго, входящие в РАО «ЕЭС России», были расформированы, их активы были переданы вновь созданным компаниям по видам деятельности: генерирующим, сетевым, сбытовым. Акции вновь созданных компаний были распределены между акционерами РАО «ЕЭС России».

В ходе реорганизации из холдинга была выделена 21 генерирующая компания: 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК), 7 генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии (ОГК).. Также были выделены: вертикально-интегрированный холдинг, получивший электроэнергетические активы Дальнего Востока и изолированных районов - ОАО «РАО ЭС Востока», Федеральная сетевая компания (ОАО ФСК ЕЭС», получившая в собственность или управление межсистемные магистральные передающие линии, холдинг распределительных сетевых компаний (ОАО «Холдинг МРСК»), Системный оператор единой энергосистемы (ОАО «СО ЕЭС»); более 70 сбытовых компаний – гарантирующих поставщиков.

Коммерческая инфраструктура электроэнергетики представлена Администратором торговой системы (ОАО «АТС»), выступающим в роли организатора торговли электроэнергией на оптовом рынке. ОАО «АТС» является 100% дочерней компанией Некоммерческого партнерства «Совет рынка», объединяющего участников оптового рынка электроэнергии, инфраструктурные организации и представителей государства для выработки общей позиции по развитию рынка электроэнергии и контроля над его функционированием.

История формирования рынка электроэнергии

К ключевым направлениям реформирования электроэнергетики помимо структурной реформы относится переход от тарифного регулирования к формированию цен на электроэнергию на рыночной основе. В качестве базовых характеристик рынка электроэнергии в России были приняты двухуровневое устройство рынка (оптовый и розничные рынки) и раздельное обращение электроэнергии и мощности (рынок двух товаров).

На оптовом рынке в роли поставщиков и покупателей выступают генерирующие компании, сбытовые организации (в том числе гарантирующие поставщики), крупные потребители, Федеральная сетевая компания (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче). Для торговли на оптовом рынке компания – покупатель или продавец – обязана получить статус участника оптового рынка и вступить в Некоммерческое партнерство «Совет рынка». Участник оптового рынка имеет право перепродавать электроэнергию и мощность другим участникам оптового рынка.

Оптовый рынок электроэнергии функционирует на территории ценовых зон. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую – Сибирь. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), а также в изолированных энергорайонах, где конкуренция между поставщиками пока невозможна, реализация электроэнергии осуществляется по регулируемым тарифам.

На розничных рынках конечные потребители, включая население, приобретают электроэнергию у сбытовых организаций – сбытовых компаний и гарантирующих поставщиков.

ЭТАПЫ РАСШИРЕНИЯ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

С 2003 года начинается торговля электроэнергией в рамках сектора свободной торговли (ССТ) федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). ССТ предполагал реализацию по свободным ценам (на основе двусторонних договоров и аукциона ценовых заявок поставщиков и покупателей) до 15% от общего объема реализуемой электроэнергии. В 2005 году было произведено разделение территории рынка электроэнергии на две ценовые зоны: первую (Европейская часть России и Урал) и вторую (Сибирь).

Следующим этапом стал переход к новому рынку электроэнергии и мощности (НОРЭМ) с сентября 2006 года, введенному постановлениями Правительства РФ от 31 августа № 529 (правила оптового рынка) и №530 (правила розничных рынков). Правила НОРЭМ предполагали постепенную либерализацию рынков электроэнергии и мощности с отказом к 2011 году от тарифного регулирования рынка электроэнергии (за исключением поставок населению).

С 1 июля 2008 года началась либерализация рынка мощности, в результате которой часть мощности продается по нерегулируемым ценам: по свободным договорам купли-продажи электроэнергии и мощности по договорам купли-продажи с ГЭС и АЭС или по результатам конкурентного отбора мощности (КОМ).

В ходе конкурентного отбора мощности, отбираемой на год, следующий за годом проведения КОМ, поставщики и покупатели мощности подают ценовые (оговаривающие объем и цену приобретаемой/поставляемой мощности) или ценопринимающие (содержащие только объемы) заявки. При этом для «старой» (введенной до 2007 года) мощности потолок цены ограничен тарифом ФСТ, для «новой» такого ограничения нет, однако Некоммерческое партнерство «Совет рынка» имеет право скорректировать поданную заявку мощности, если цена в заявке будет признана экономически необоснованной. По итогам рассмотрения заявок Системный оператор формирует равновесную цену мощности по ценовым зонам. В течение года поставки мощности поставщики продают отобранные на конкурентном отборе объемы мощности по ценам, равным указанным в ценовых заявках, умноженным на коэффициент сезонности.

С 2011 года правила рынка мощности были скорректированы. К числу важнейших изменений следует отнести заключение договоров о поставке мощности (ДПМ). ДПМ представляет собой долгосрочный (заключается на 10 лет) договор, в соответствии с которым поставщик обязуется в установленные сроки ввести новые генерирующие мощности оговоренного качества, покупатель – оплачивать введенную мощность в течение срока действия договора по установленным правилам.